Калгари, Канада, жизнь в Калгари, новости Калгари, события в Калгари, информация о Калгари, афиша, знакомства в Калгари

30 января – День Мороза и Снегурочки

Snegurochka
Но что со мной: блаженство или смерть?
Какой восторг! Какая чувств истома!
О Мать-Весна, благодарю за радость,
За сладкий дар любви! Какая нега
Томящая течет во мне! О Лель,
В ушах твои чарующие песни,
В очах огонь… и в сердце… и в крови
Во всей огонь. Люблю и таю, таю
От сладких чувств любви! Прощайте, все
Подруженьки, прощай, жених! О милый,
Последний взгляд Снегурочки тебе. (тает)

А.Н. Островский «Снегурочка»
 
День Мороза и Снегурочки – это традиционный языческий праздник, о котором большинство обывателей в нашей стране не знает. Однако в Древней Руси 30 января был одним из популярнейших праздников зимы. В этот день наши предки прославляли Мороза, который был зимним воплощением могущественного бога Велеса – символа богатства и благополучия. Кроме того Дед Мороз и Снегурка – это неотъемлемые атрибуты зимы, наступающего Нового года и массового веселья.

В эти дни обычно рассказывают сказки о Деде Морозе и о Снегурочке. О том, как Снегурочка по прихоти богини любви Лели полюбила человека и потому с приходом Весны не стала улетать на Север. Но как только «яркий луч солнца прорезает утренний туман и падает на Снегурочку», она тает.

В этот день славяне почитали противника Перуна — Мороза — ипостась Велеса. Можно сказать, что Мороз — зимняя ипостась Велеса, так же как Яр (сын Велеса и Дивы) — весенняя.
Мороз был женат на Снежной Царице, дочери Мары и Кощея. У Мороза и Снежной Царицы была красавица-дочь — Снегурочка.

День Деда Мороза и Снегурки был символичным окончанием зимы, за ним уже была уже не за горами широкая и щедрая Масленица.


В тот день почитали противника Перуна – Мороза— ипостась Велеса. Можно сказать, что Мороз — зимняя ипостась Велеса, так же как Яр (сын Велеса и Дивы) — весенняя.

Мороз женат на Снежной Царице, дочери Мары и Кощея. У Мороза и Снежной Царицы есть дочь — Снегурочка.

В эти дни рассказывают сказки о Деде Морозе и о Снегурочке. О том, как Снегурочка по прихоти богини любви Лели полюбила человека, потому с приходом Весны не стала улетать на Север. И только ее пригрело Солнце, она растаяла.

В русских народных сказках Снегурочка чудесным образом возникает из снега именно как живой человек. Славянской Богиней Снегурочку сделал в 1873 году великий русский драматург А. Н. Островский, подарив ей в родители славянских богов Деда Мороза и Весну-Красну. А у богов, как известно, рождаются боги.
Русская сказочная Снегурочка – персонаж удивительно добрый. В русском фольклоре нет даже намеков на что-то отрицательное в характере Снегурочки. Напротив, в русских сказках Снегурочка предстает как абсолютно положительный персонаж, но попавший в неудачные окружающие условия. Даже страдая, сказочная Снегурочка не проявляет ни одной отрицательной черты.
Истинные же корни родства Снегурочки уходят в дохристианскую мифологию славян. В северных областях языческой Руси существовал обычай изготавливать идолов из снега и льда. И образ ожившей ледяной девочки частенько встречается в преданиях тех времен. А. Н. Афанасьев изучил сказки о Снегурочке во втором томе «Поэтических воззрений славян на природу». Книжка попала в руки Островскому, он вдохновился и написал пьесу «Снегурочка», где и пролил свет на происхождение холодной красавицы.
Родителями Снегурочки оказались Мороз и Весна-Красна. Жила себе девушка одна-одинешенька, в темном холодном лесу, не показывая личика солнцу, тосковала и тянулась к людям. И однажды вышла к ним из чащи.
По сказке Островского ледяная Снегурочка отличалась пугливостью и скромностью, но не было в ней и следа душевного холода. Пребывая в морозной невозмутимости, где-то внутри красавицу глодала тоска: хотелось Снегурочке испытать настоящие теплые эмоции. Но если ее сердце полюбит и станет горячим, погибнет Снегурочка! Она это знала и все-таки решилась: вымолила у матери-Весны способность страстно любить.

Как она выглядела, продемонстрировали художники Васнецов, Врубель и Рерих.
Известный меценат Савва Иванович Мамонтов захотел поставить пьесу “Снегурочка” на домашней сцене Абрамцевского кружка в Москве. Премьера состоялась 6 января 1882 года.
Эскизы костюмов для нее выполнил В.М. Васнецов (в светлом сарафане с обручем или повязкой на голове), а три года спустя знаменитый художник делает новые эскизы уже для постановки одноименной оперы Н.А. Римского-Корсакова, созданной на основе пьесы Н.А. Островского.

На звание «родового гнезда» дочери Мороза и Весны претендуют два места. В имении Щелыково Костромской области Островский придумал свою пьесу по мотивам старой сказки – вот, вроде бы, и родина Снегурочки.

А в подмосковном селе Абрамцево у Виктора Васнецова родился образ ледяной красавицы, где впервые прозвучала опера Римского-Корсакова.


Интересные факты о празднике
Довольно забавным является тот факт, что Дед Мороз и Снегурка в 1999-м году получили российскую прописку, и сейчас они живут в городе Великий Устюг, что в Вологодской области, на востоке. Надеемся, будет интересно узнать и то, что в новогодней западной и рождественской мифологии нет аналога нашей Снегурки, сколько его не искали. Сравнивали его и с Маланкой, и со святой Люцией, и со святой Катериной, и со многими другими, но ни одна из них не похожа на русскую Снегурку. И кстати, зарубежные Деды Морозы вообще не имеют «напарника».

История праздника
Новый год – это традиционный праздник, символами которого являются Дед Мороз и Снегурка. Однако немногие знают, что 30-го января славяне отмечают День Мороза и Снегурки. Именно в этот день хочется понять и переосмыслить роль персонажа, заложенного в этом празднике. Популярная история о добром дедушке Морозе и Снегурке, которые живут довольно далеко на Севере и под Новый год раздают детям подарки, известна всем, но каковы более глубинные, старославянские корни привычного нам деда Мороза и Снегурки надо ещё разобраться.

Snegurochka 2«Языческий календарь» имеет иное название, а именно «Коло Сварожье». Для наших предков Коло Сварожье – это зодиакальный круг. Сварог – не что иное, как отождествление мужского воплощения Вселенной, небесный кузнец, Бог-творец Вселенной, который создал всё живое на Земле и населил её, он же является покровителем семьи и брака. По этому календарю день Мороза и Снегурки – это праздник Бога зимы, Велеса, приносящего на землю снег и холод, а также дарующего зародыши богатства, приплода и урожая. Покровителем всех зимних занятий, проходящих вне дома, также являются Мороз и Снегурка. Считается, что Дед Мороз – это одна из ипостасей всемогущего бога Велеса, а точнее его зимняя ипостась. Главным деянием Велеса стало то, что он привёл в движение мир, сотворённый Родом и Сварогом. Ночь стала менять день, после зимы шла весна, за печалью обязательно следовала радость. Но это не однообразная цикличность, это обучение жизненным основам. Люди научились бороться с трудностями и ценить редкие моменты счастья. Коловращение происходит по ходу движения Солнца на небе, в соответствии с законами Прави. А направляющей и помогающей силой в испытаниях является Великая Любовь. Законы Прави, в свою очередь, рассказывают о Творце и законах Вселенной.

По мифам древних славян женой Мороза является Снежная Царица, приходящаяся дочерью Кощея и Мары, которые правят тёмным подземным царством. А Снегурка является дочкой Мороза и Снежной царицы. Сколько лет точно Морозу или Снегурке – подсчитать никто не берётся, одно только понятно, что им по несколько тысяч лет. Кроме того это объяснение полностью отрицает миф о том, что Снегурка – это внучка Деда Мороза.

Народные традиции и обычаи
По сложившемуся обычаю в дни этого праздника рассказывают разные сказки о Деде Морозе и Снегурке. Особую популярность у наших предков имело сказание о том, как Снегурка из прихоти Лели – богини любви, полюбила простого человека, и поэтому, когда пришла Весна, она не улетела на Север. Но лишь пригрело Солнце, Снегурка и растаяла. В этих сказках находит своё отражение миф, который повествует о природных духах, погибающих при смене сезона – существо рождённое зимой из снега тает с наступлением весны, превращаясь в облако. Именно здесь можно провести связь с купальским календарным обрядом, который является инициационным и заключается в прыгании через костёр – суть состоит в том, что девочка в этот момент превращается в девушку. Как зимний, сезонный персонаж Снегурка с приходом лета погибает.

В свою очередь Мороз, Морозко – славянский персонаж сказочного и обрядового фольклора. Культ Мороза так или иначе представлен во всех традициях славян, в основном в поговорках и пословицах. Сказочный образ Мороза у восточных славян представляет нам богатыря и кузнеца, который «железными» морозами сковывает воду. Подобные образы отражены в сербохорватских и чешских фразеологических оборотах и обычаях, которые связаны с кузнецами. Традиции, пришедшие в наши города из Западной Европы, со временем изменили стереотипы, связанные с Дедом Морозом и Снегурочкой, добавив к ним «душок» западной культуры. Древний Дед Мороз со Снегуркой, согласно языческим славянским мифам, живёт в ледяной избушке в стране мёртвых. Попасть можно туда только, пройдя через волшебный колодец.

Подарки, которые принято дарить в этот день
Некоторую трансформацию претерпели не только обряды, но и процесс дарения подарков. В былые времена от Деда Мороза люди не ждали подарков, а сами дарили их ему. Славяне в давние времена верили, что от несчастий и бед человека охраняют древние духи предков. И дабы они были благодушными, их следует умилостивить. Для этого проводили обряды колядования, самого старшего из колядующих называли Дед. Он олицетворял дух Зимы – строгий, подчас злой и часто не сговорчивый, но справедливый. Однако из довольно злого персонажа, коим в детстве пугают детей, Дед Мороз трансформировался в доброго волшебника, хозяина зимнего леса, который дарит праздник. Обязательными атрибутами Мороза считаются посох и большой мешок с подарками. А несменной спутницей во всех путешествиях Мороза является Снегурка. Родители от имени Деда Мороза и Снегурки делают подарки детям, о которых те мечтали весь год и вели себя хорошо, чтобы оправдать доверие родителей.
30-го января в день Мороза и Снегурки особые подарки не дарятся, однако этот день служит напоминанием о том, что время не стоит на месте.

30 января в истории произошло несколько знаменательных событий. В 1790 году в Англии впервые в мире испробована на море спасательная шлюпка, в 1931-м состоялась премьера фильма Чарли Чаплина «Огни города» (известного в Советском Союзе как «Огни большого города»), а в 1953-м был учрежден всемирный день помощи больным проказой.

В этот день родились, советский изобретатель, создатель авиационного ранцевого парашюта Глеб Котельников, 32-й президент США Франклин Рузвельт, советский композитор, народный артист РСФСР Исаак Дунаевский, советский кинорежиссер и сценарист, народный артист СССР Леонид Гайдай и советский шахматист, 10-й чемпион мира по шахматам, международный гроссмейстер Борис Спасский.

30 января в народном календаре, – Антон-перезимник, который называли еще днем Антонины-половины. Оба названия означали, что половина зимы уже прошла. В этот день принято было печь толокняные колобки, которые символизировали солнце. Толокно смешивали с пшеничной мукой, добавляли молоко, сливочное масло, яйца, соль и выпекали небольшие круглые булочки.

[print_gllr id=6099]

Leave a Reply