Филармонический оркестр Калгари представляет симфоническую сюиту Н. А. Римского-Корсакова «Шехеразада» -12 Ноября

12 Ноября, 18:30 Jack Singer Concert Hall

«Шехеразада» — симфоническая сюита Н. А. Римского-Корсакова, написанная в 1888 году. Римский-Корсаков создал «Шехеразаду» под впечатлением арабских сказок «Тысяча и одна ночь». Произведение входит в рамки и традиции «Востока» в русской музыке, идущих от «Руслана и Людмилы» М. Глинки. Благодаря восточному колориту, созданному с помощью цитирования восточных мелодий, тем в восточном духе, имитации звучания восточных инструментов и тонов «Шехеразада» по своей форме и стилю — симфоническая сюита, то есть многочастное циклическое музыкальное произведение, написанное для симфонического оркестра. Кроме того, форма «Шехеразады» как сюиты обусловлена тем, что композитор в процессе работы над ней создавал части музыкального произведения, каждая из которых имела собственный программный характер и собственное название. Но в дальнейшем «Шехеразада» как сюита в целом приобретала характер симфонии. В результате, Римский-Корсаков пишет единую общую программу симфонической сюиты «Шехеразада», убрав собственные названия частей симфонической сюиты и сделав последние номерными.

В 1910 году Михаил Фокин поставил балет «Шехерезада» на музыку Римского-Корсакова, с декорациями и костюмами Бакста.

«В середине зимы (1887—1888 годов. — Л. М.), среди работ над “Кн[язем] Игорем” и прочим у меня возникла мысль об оркестровой пьесе на сюжет некоторых эпизодов из “Шехеразады”…» — читаем в «Летописи» Римского-Корсакова. Лето 1888 года композитор с семьей проводил в Нежговицах — имении своего знакомого в Лужском уезде Петербургской губернии. Оттуда он писал Глазунову: «Я задумал выполнить во что бы то ни стало затеянную давно оркестровую сюиту на “1001 ночь”; припомнил все, что у меня было, и заставил себя заняться. Сначала шло туго, но потом пошло довольно скоро и, во всяком случае, хотя бы и призрачно, но наполнило мою скудную музыкальную жизнь».

Нерадостный тон письма вызван тем, что 80-е годы были для композитора трудным временем. Росла семья, которую нужно было содержать. Чрезвычайное количество различных обязанностей — профессура в консерватории, исполнение должности помощника управляющего Придворной певческой капеллой, участие в издательском деле М.П. Беляева, в концертах РМО, редактирование музыки ушедших из жизни друзей — все это почти не оставляло ни времени, ни душевных сил для творчества. Тем не менее, именно в эти годы им создаются прекрасные произведения, в том числе «Шехеразада», которая стала одной из вершин симфонического творчества композитора. На автографе партитуры сохранились даты написания каждой из четырех частей сюиты: в конце первой части — 4 июля 1888 года, Нежговицы. В конце второй — 11 июля, в конце третьей — 16 июля, в конце всей партитуры — 26 июля. Таким образом, все произведение было написано менее, чем за месяц.

maxresdefault

Римский-Корсаков в основу сюиты, посвященной В. Стасову, положил некоторые из арабских сказок сборника «1001 ночь», широко распространенных в разных (как в полном, так и в сокращенных и адаптированных) изданиях. Этот сборник — памятник средневековой арабской литературы, источники которого восходят к персидским сказаниям IX века, окончательно сложился в XV веке, а с XVII века довольно широко распространился на Востоке в списках. В 1704—1717 годах появился его первый перевод на французский язык А. Галла- на. На русский язык перевод с французского издания впервые был осуществлен в 1763—1777 годах. Таким образом, русским читателям уже более ста лет были широко известны сказки, основанные на индийском, иранском и арабском фольклоре, объединенные образом грозного Шахриара и его мудрой жены, дочери султанского визиря Шехеразады.

Партитуре композитор предпослал программу, составленную им самим по началу сборника: «Султан Шахриар, убежденный в коварстве и неверности женщин, дал зарок казнить каждую из своих жен после первой ночи; но султанша Шехеразада спасла свою жизнь тем, что сумела занять его сказками, рассказывая их ему в продолжение 1001 ночи так, что, побуждаемый любопытством, Шахриар постоянно откладывал ее казнь и наконец совершенно оставил свое намерение.

Много чудес рассказывала ему Шехеразада, приводя стихи поэтов и слова песен, вплетая сказку в сказку и рассказ в рассказ».

Первоначально композитор дал название каждой части: «Море и Синдбадов корабль», «Фантастический рассказ царевича Календера», «Царевич и царевна», «Багдадский праздник. Море. Корабль разбивается о скалу с медным всадником. Заключение», однако нигде не дал указаний, к каким именно сказкам отсылаются слушатели. Впоследствии он решил снять эти дополнительные разъяснения к программе: «Нежелательное для меня искание слишком определенной программы в сочинении моем заставило меня впоследствии, при первом издании, уничтожить даже и те намеки на нее (программу. — Л. М), каковые имелись в названиях перед каждой частью…» Следуя пожеланию композитора, исследователи его творчества никогда не занимались уточнениями программы по сказкам «1001 ночи». По свидетельству самого авторитетного исследователя творчества композитора А. Соловцова, «остается неясным, какие же именно эпизоды прославленного издания арабских сказок вдохновили Римского-Корсакова и как, в каких музыкальных образах воплощены они в сюите. <…> Римский-Корсаков вполне обоснованно подчеркивает… что в основу «Шехеразады» легли «отдельные, не связанные друг с другом» эпизоды… Действительно, картины, выбранные Римским-Корсаковым, не объединены общим сюжетом, это не повествование о каком-либо из героев «Тысячи и одной ночи».

Первое исполнение «Шехеразады» состоялось в Петербурге 22 октября (3 ноября) 1888 года в первом из Русских симфонических концертов, состоявшемся в Дворянском собрании под управлением автора.

Музыка

 

thumbnail300_12122511Пролог сюиты открывается могучими и грозными унисонами, рисующими, как принято считать,образ Шахриара. После мягких тихих аккордов духовых инструментов вступает прихотливая мелодия скрипки соло, поддержанная лишь отдельными арпеджиато арфы. Это — прекрасная Шехеразада. Отзвучала скрипка, и на фоне мерного фигурационного движения у виолончелей, у скрипок снова появляется начальная тема. Но теперь она спокойна, величава и рисует не грозного султана, а безбрежные морские просторы, непревзойденным певцом которых был автор — моряк, совершивший кругосветное плавание и как никто из композиторов умевший воплощать образы водной стихии. Вторая тема, звучащая в аккордовом изложении духовых, на миг (всего четыре такта) прерывает мерное движение накатывающихся волн. Нежное соло флейты выдержано в том же движении. Это плавно скользит по волнам корабль Синдбада-морехода. Постепенно поднимается волнение. Вот уже грозно бушует стихия. Сплетаются ранее звучавшие темы, тревожными становятся фигурации струнных. Картину бури дополняют возгласы духовых, полные отчаяния. Но буря стихает. Повторяется первый раздел части (реприза). В ее заключении тема моря звучит спокойно и ласково.

Вторую часть начинает тема Шехеразады, вслед за которой солирующий фагот исполняет прихотливую восточного склада мелодию, богато орнаментированную, развивающуюся вариационно в тембрах других инструментов. Это рассказ о восточных чудесах, все более взволнованный и увлекающий. Центральный раздел рисует события, о которых повествует рассказчик. Разворачивается картина битвы, в которой основная тема — бывшая тема султана, теперь потерявшая связь с первоначальным образом. Ритмически острый возглас тромбонов, интонационно сходный с ней, — тема битвы. Батальный эпизод прерывается развернутой каденцией кларнета. С пронзительным свистом высоких деревянных инструментов, звучание которых перекрывает флейта-пикколо, начинается следующий эпизод: проносится сказочная птица Рух. Повторяется картина битвы, а в заключительном разделе тему царевича Календера прерывают каденции. «Кажется, будто слушатели не могут сдержать волнения и горячо обсуждают описываемые события» (А. Соловцов).

Третья часть в спокойном темпе Andantino quasi allegretto имеет две основные темы: Царевича — лирическую, плавную, танцевального склада с простыми гармониями на выдержанном органном пункте, с внезапно вторгающимися гаммо- образными пассажами, — и Царевны, сходную с первой интонационно, но более оживленную, кокетливую, с характерным сопровождением малого барабана, выбивающего прихотливые ритмические фигуры. Эти темы повторяются, варьируются, обогащаются новыми оркестровыми красками. Развитие прерывает тема Шехеразады, исполняемая скрипкой соло, но и далее продолжается ее рассказ о Царевиче и Царевне, который завершается угасанием звучности и нежным арпеджиато струнных.

Четвертая часть — самая продолжительная и богатая различными образами. Ее вступление — первая тема Пролога, которая здесь вновь меняет свое значение. Это уже не грозный Шахриар и не морские просторы, а радостный сигнал к началу праздника. После генеральной паузы звучит его последний мотив. Снова генеральная пауза. И капризная, усложненная каденция Шехеразады у солирующей скрипки не в одноголосии, как ранее, а в двухголосии, с аккордами в заключении. Еще более бурно, неистово вступает первая тема. Теперь она звучит более длительно, развернуто. Второе проведение темы Шехеразады также становится более возбужденным (в трех- и четырехголосных аккордах солирующей скрипки). А далее на остинатном ритме разворачивается картина праздника с различными сменяющими одна другую темами. В общее движение вплетаются и ранее звучавшие темы: мотив из рассказа Календера, мелодия Царевны, воинственный возглас сцены битвы — как будто знакомые персонажи мелькают среди веселящейся толпы. Внезапно, на кульминации праздника, меняется картина: начинается буря. Еще более грозно, чем в первой части, вздымаются волны. Взвиваются и ниспадают пассажи арф, хроматические гаммы у высоких деревянных. Звучит тема битвы из второй части. Мощный, фортиссимо, аккорд медных духовых, поддержанный гулким звучанием тамтама, рисует момент, когда корабль разбивается о скалу. Успокаивается движение волн, все постепенно затихает. Задумчиво и спокойно исполняет каденцию Шехеразады скрипка. На пианиссимо у струнных проходит некогда грозная, а теперь смягчившаяся тема Шахриара. И завершает сюиту, возникшая уже не полностью, а отзвуками, постепенно растворяясь в верхнем регистре, тема прекрасной султанши.

Л. Михеева

Читайте также:
Бессмертный Полк в Торонто
«Я помню, я горжусь!” — под таким девизом прошел благотворительный автопробег в Торонто, первое из мероприятий в Канаде, посвященных Дню Победы в Великой Отечественной войне. В 8:30 утра 23 апреля 2016 ...
Читать дальше...
Calgary Opera представляет “The Movies – Ludwig & Lenny”
24 Feb 2013 - 2:30pm Jack Singer Concert Hall (205 – 8 Avenue SE, Calgary)  Билеты на сайте http://www.calgarycivicsymphony.ca   Стоимость билета: $ 20  - Взрослые /  Дети до 6- бесплатно Описание события: Лучшая музыка когда-либо прозвучавшая на киноэкране! Calgary Civic Symphony исполнит ...
Читать дальше...
Театр Lunchbox Theatre предсавляет детективный спектакль “Scarlet Woman”
Scarlet Woman A Film Noir Mystery by Matthew Wells March 4 – 23, 2013 Lunchbox Theatre, 160 - 115 9th Avenue SE  Билеты: $20 - Взрослые, $17 Молодежь/старики   Билеты на сайте: http://www.lunchboxtheatre.com/scarlet-woman.html   Описание События: Триллер . Одна роковая женщина. Две актрисы. ...
Читать дальше...
Помощь новоприбывшим: Как получить водительское удостоверение в Канаде?
Как получить водительское удостоверение в Канаде? Какие документы для этого нужны? Сколько стоит получить права? Можно ли ездить в Канаде с международными правами? Также, какие классы или категории водительских прав существуют в Альберте, в ...
Читать дальше...
Представление “Музыкальный Театр”- номера из популярных Бродвейских мюзиклов
9  Марта 2013 - 7:00pm,    Jubilee Auditorium,  1415 14 Ave NW  Calgary, AB T2N 1M4  Стоимость билета: Взрослые : $ 20; молодежь (18 лет и младше): $ 10 Описание события: Насладитесь магией Бродвея с номерами из ваших ...
Читать дальше...
Завтра – День Святого Валентина!
День святого Валентина, или День влюблённых,  отмечается  во всех странах мира, и у этого праздника есть свои традиции. В каждой стране в этот день стараются сыграть  свадьбу  или  устроить помолвку.  ...
Читать дальше...
канадцы переезжают в в Альберту из-за возрастающих возможностей найти работу в провинции
Многие канадцы переезжают в в Альберту из-за возрастающих возможностей найти работу в провинции. Большинство Канадцев, которые прибыли в Альберту, приехали из Ньюфаундленда и Лабрадора, Британской Колумбии и Онтарио в поисках ...
Читать дальше...
ЗАКОН ОБ ЭВТАНАЗИИ ПРИНЯТ ПАЛАТОЙ ОБЩИН КАНАДЫ
Палата Общин канадского парламента приняла в третьем чтении законопроект об эвтаназии. Теперь этот документ будет передан для утверждения сенатом, а затем должен быть одобрен генерал-губернатором страных. После этого в Канаде смертельно и ...
Читать дальше...
История получения статуса беженца в Канаде
  Сегодня у нас очень необычная и очень подробная история иммиграции в Канаду. История о двух ребятах из Украины. Оба приехали как туристы три года назад. Через несколько месяцев пребывания в стране решили, что нужно ...
Читать дальше...
Детская Студия Русского Театра Калгари представляет Новогодний Спектакль для детей “Школа Снеговиков” – 18 января 2015
18 января, Начало: 14:00 (2pm)Адрес: Pumphouse theatre, 2140 Pumphouse Avenue SWЦена билета: $30 детский (с подарком); $10 взрослый,билеты  в русских магазинах и по телефону: 403-390-4688Лучший подарок ребенку на Новый год ...
Читать дальше...
Выдающиеся личности русского Калгари: Александр Маликов, музыкант
Александр Маликов родился в Волгограде, Россия в 1989 году и начал учиться игре на фортепиано в возрасте семи лет. Его первое большое увлечение  -  хоровая и органная музыка. Он начал ...
Читать дальше...
Новогодний Утренник в Калгари от Art Star Creations – 19 Декабря, 2015 года
Дорогие Родители! 19 Декабря, 2015 года состоится 8й новогодний утренник для детей. Порадуйте своих детишек и себя сказочным настроением, смешными играми и вкусными подарками! Представление состоится по адресу Woodgreen Presbyterian Church 12777 Candle ...
Читать дальше...
Правительство Канады ввело мораторий на использование в заведениях общественного питания работников-иностранцев, работающих по программе “Временный Иностранный Работник”
Министр занятости Канады Джейсон Кенни установил запрет на применение в ресторанах программы временной занятости иностранных работников (Canada's Temporary Foreign Worker Program). Теперь лица, не являющиеся гражданами Канады, не смогут работать в заведениях общепита. Министр объяснил ...
Читать дальше...
18 января 188 лет назад Открылся Большой Театр
В 1776 году императрица Екатерина II предоставила право на создание русского театра в Москве тогдашнему губернатору П.Урусову. Но в 1780 году пожар уничтожил первый театр, названный Знаменским. Уроженец Англии Мэдокс, бывший ...
Читать дальше...
Советский офицер, не нажавший «красную кнопку», получил Дрезденскую премию мира
Подполковник войск ПВО в отставке Станислав Петров получил Дрезденскую международную премию мира. Лауреату поставили в заслугу предотвращение ядерной войны. 30 лет назад могла начаться и, благодаря решению одного человека, не началась, ...
Читать дальше...
"Songs from the Gypsy Van" – концерт циганской музыки
Суббота  9 февраля , 2013, 8 вечера Cathedral Church of the Redeemer 218 - 7th Ave SE, Calgary AB Tickets $25.00 Adult $20.00 Student/Senior LE PETIT VAGABOND ORCHESTRA Onalea Гилбертсонвокал/ фортепиано ДжеффГладстонгитара/ бас / вокал БрентВанДюсенударные Dave Reid ...
Читать дальше...
Публичная библиотека Калгари
 Публичная библиотека Калгари - это крупнейшая сеть городских публичных библиотек с 17 отделениями Calgary Public Library. Имея библиотечную пластиковую карточку, Вы можете пользоваться любым отделением, и к тому же заказывать ...
Читать дальше...
КАНАДА НЕ УВЕРЕНА В НЕОБХОДИМОСТИ ТРАНС-ТИХООКЕАНСКОГО ПАРТНЕРСТВА
Буквально несколько месяцев назад Канада и еще одиннадцать государств тихоокеанского побережья заключили между собой торговое соглашение.  Договор о Транс-Тихоокеанском партнерстве (Trans-Pacific Partnership – TPP) был заключен в Атланте. Этому предшествовало пять ...
Читать дальше...
Театр Workshop Theatre представляет спектакль “Чудо на 34-й улице” – 22 – 30 ноября, 2013
The Pumphouse Theatre 2140 Pumphouse Avenue SW Вечерние спектакли:  7:30 вечера,  22,  23,  27,  28,  29,  30 Ноября 2013 Дневные спектакли: 2:30 дня,  23,  24,  30 Ноября 2013  Накануне грандиозного парада, устраиваемого каждый год на ...
Читать дальше...
Парад Зомби в Калгари – Zombie Walk – 18 октября
– Суббота,  18 Октября 2014,  14:00 Calgary, Olympic Plaza/City Hall (C-Train), 228 8 Ave. S.E. Парад начнется в 2:00 pm на Olympic Plaza. Парад пройдет вдоль Stephen Ave до 4th St, west на 17th Ave с остановкой на ...
Читать дальше...
Бессмертный Полк в Торонто
Calgary Opera представляет “The Movies – Ludwig &
Театр Lunchbox Theatre предсавляет детективный спектакль “Scarlet Woman”
Помощь новоприбывшим: Как получить водительское удостоверение в Канаде?
Представление “Музыкальный Театр”- номера из популярных Бродвейских мюзиклов
Завтра – День Святого Валентина!
канадцы переезжают в в Альберту из-за возрастающих возможностей
ЗАКОН ОБ ЭВТАНАЗИИ ПРИНЯТ ПАЛАТОЙ ОБЩИН КАНАДЫ
История получения статуса беженца в Канаде
Детская Студия Русского Театра Калгари представляет Новогодний Спектакль
Выдающиеся личности русского Калгари: Александр Маликов, музыкант
Новогодний Утренник в Калгари от Art Star Creations
Правительство Канады ввело мораторий на использование в заведениях
18 января 188 лет назад Открылся Большой Театр
Советский офицер, не нажавший «красную кнопку», получил Дрезденскую
"Songs from the Gypsy Van" – концерт циганской
Публичная библиотека Калгари
КАНАДА НЕ УВЕРЕНА В НЕОБХОДИМОСТИ ТРАНС-ТИХООКЕАНСКОГО ПАРТНЕРСТВА
Театр Workshop Theatre представляет спектакль “Чудо на 34-й
Парад Зомби в Калгари – Zombie Walk –