Община духоборов в Канаде

Сейчас в Канаде насчитывается до 30 тысяч потомков духоборов. Секты духоборов в России появились в начале XVIII века на территории Слободской Украины и быстро распространились в Новороссии, Тамбовской и Воронежской губерниях, на землях Войска Донского. Социально секта формировалась в основном из инородцев и казачества, т.е. из тех слоев населения, для которых были характерны осознание собственной значимости и дух вольности. Утверждая, что в каждом человеке, в памяти, разуме и воле, присутствует Святая Троица, духоборческое учение высоко подняло личность человека, поставив его рядом с Богом. Убийство человека духоборы рассматривали как посягательство на самого Бога. Они отвергали церковь, таинства, кресты и иконы, не признавали посредничество священников между Богом и людьми, полагали, что государственные законы нужны только тем, кто еще не пошел по правильному пути. На основании этого секта считалась “особо вредной” и всегда преследовалась.

Название “духобор” говорило само за себя. Главным оружием человека в борьбе со злом, насилием, несправедливостью и другими античеловеческими явлениями, по их мнению, является сила человеческого духа, вера в божескую силу и стремление жить по законам Божьим – без войн и убийств. Следуя этим убеждениям, духоборы 29 июня (11 июля) 1895 г. в день святых апостолов Петра и Павла в Грузии в знак протеста против войн и насилия публично сожгли все имевшееся у них оружие.

Правительство сурово расправилось с участниками акции. Усилились репрессии против всех духоборов: их сажали в тюрьмы, истязали, убивали, морили голодом, начались массовые ссылки в Сибирь. Трагическая судьба духоборов начала привлекать все большее внимание российской и мировой общественности. Ими заинтересовался Л.Н. Толстой. Великий русский писатель вел упорную кампанию помощи духоборам. В их пользу он передал гонорар за роман “Воскресение”. Вскоре Толстой обратился в британское консульство в Батуми и просил передать в Лондон, что духоборы являются хорошими земледельцами, прилежными тружениками и вполне подходят для целей освоения пустынных земель канадского запада. В мае 1898 г. духоборам было разрешено уехать из страны.

-_1_~1Первая группа духоборов прибыла в Канаду в январе 1899 года. Вскоре последовала вторая группа. В апреле-мае того же года было совершено еще два рейса. В воспоминаниях помощника Л.Н. Толстого Л.А. Сулержицкого, который сопровождал духоборов за океан, сохранилось любопытное свидетельство о том, как восторженно встречали гонимых сектантов жители морского порта Сент-Джон: “Канадцы плотной стеной стояли по обеим сторонам дороги от парохода до вагонов. Появление на трапе первого духобора привело толпу в неистовый восторг. И пока он шел к поезду, ему махали руками, шапками, выкрикивали приветствия. Смутившийся, не ожидавший ничего подобного духобор кланялся на все стороны с серьезным лицом, приговаривая: “Спаси, Господи!” и, должно быть, немало обрадовался, когда, наконец, попал в роскошный вагон с кожаными сиденьями и бронзовыми ручками, где его заботливо усаживал чиновник от железнодорожной компании. Появление каждого духобора встречалось новым взрывом приветствий. Когда же по трапу спустилась женщина-духоборка с двумя ребятишками, возбуждение толпы дошло до какого-то экстаза. При входе в пакгауз стояло несколько емкостей, наполненных мешочками с конфетами – это дамы из Монреаля приготовили сладости для раздачи духоборским детям и девушкам”.

До весны 1899 г. все духоборы (свыше двух тысяч человек) размещались в иммиграционных домах Виннипега – главного центра иммиграции, и других близлежащих городах. Впоследствии канадское правительство отвело переселенцам землю на необжитых местах. Начались неимоверно тяжелые работы: раскорчевка леса, строительство жилья. Первую зиму духоборы голодали. Мужчины вынуждены были уходить на заработки в различные компании. Оставались одни женщины. Они вместо лошадей впрягались в плуги и поднимали целину. В конце концов трудности были преодолены, были построены дома, амбары, бани, возделаны земли.

В Канаде духоборы селились селами, как и в России, землю обрабатывали сообща, как это делали на родине. Однако это противоречило канадским законам. Земля в стране выдавалась в частную собственность отдельным лицам, а не коллективам. Правительство потребовало разделить землю на участки по семьям. Это был первый серьезный конфликт между духоборами и канадским правительством.

Тем не менее, духоборы приложили немало усилий для сохранения своего мировоззрения и коммунального образа жизни. Им это в какой-то степени удалось. В 1934 г. канадским правительством была утверждена декларация духоборов, в которой отображены их идеалы и условия проживания в стране. В целях сохранения единства и своего образа жизни духоборами в том же году была создана организация “Союз духовных общин Христа”. Члены союза и неприсоединившиеся духоборы поселились в основном в двух провинциях – Британская Колумбия и Саскачеван. В годы второй мировой войны духоборы активно включились в благородное дело оказания помощи советскому народу в его борьбе с фашизмом. На их средства, добровольные пожертвования собиралась теплая одежда, закупались медицинское оборудование, медикаменты, и все это направлялось в СССР.

По мере дальнейшего обживания в Канаде духоборы сталкивались с большими трудностями. Правительство, недовольное тем, что земля продолжала обрабатываться не индивидуально, а находилась фактически в общинном пользовании, конфисковывало ее у духоборов. Каждой семье оставляли по 15 акров, но не в собственность, а в аренду.духоборы-5

От духоборов требовали принять британское подданство и признать английского короля (поскольку Канада до сих пор является членом Британского Содружества). Духоборы ответили, что они приехали в Канаду с условиями оставаться иностранцами. В годы первой мировой войны духоборы отказались от службы в армии и открыто заявили о своем отрицательном отношении к войне. То же самое повторилось и во время второй мировой войны. Духоборы отказывались встать на военный учет и не являлись даже на регистрацию. В связи с игнорированием законов страны канадцы подняли вопрос о том, чтобы отобрать у них земли и отдать их демобилизованным солдатам. Дело дошло до требований о высылке духоборов из страны. Был распущен слух об их связях с Коминтерном.

В Саскачеване духоборам пришлось оставлять обработанные земли, конфискованные властями, собирать деньги, брать ссуды и займы у ростовщиков и переселяться на необжитые участки, покрытые лесами. Около тысячи духоборов не захотели уезжать из Саскачевана и остались на своих 15 акрах земли. Из них многие приняли канадское гражданство и получили по 160 акров в личное пользование. В Британской Колумбии духоборы сумели сохранить элементы общинной жизни. В этом они видели возможность выживания.

В настоящее время основная масса духоборов занимается сельским хозяйством и работает в лесной промышленности. Это опытные фермеры, столяры, плотники, строители. Упомянутый “Союз духовных общин Христа” и значительная часть его членов являются владельцами земельных участков. На общественные средства духоборами построены и активно функционируют два крупных современных культурных центра, музеи духоборческой культуры, работают кооперативный магазин и ресторан, издается журнал “Искра”.

Духоборы гордятся традиционными народными промыслами, сохранившимися здесь во всей своей красоте и неповторимости – женщины прядут, ткут платки, расшивая их русскими узорами, мужчины занимаются резьбой по дереву, и знаменитые деревянные ложки с фирменным клеймом “Николай Денисов” пользуются большой популярностью на канадском рынке. В русской речи старшего поколения часто можно услышать слова, вышедшие из употребления: “дюже”, “ужо”, “давеча”.

Однако вековое пребывание духоборов в Канаде не могло пройти для них бесследно. Сейчас их деятельность все меньше носит религиозную окраску. Религиозные начала существуют в основном как символ объединения русских людей на чужбине и как удовлетворение эстетических потребностей – культ хорового многоголосого пения. К тому же молодое поколение духоборов получило образование и воспитание в совершенно иных условиях, а некоторые из них создали семьи с представителями других конфессий. Так что, не исключено, к сожалению, что в ближайшем будущем эта уникальная этнографическая группа наших соотечественников растворится в “плавильном котле” канадского общества.

По материалам “Новая и новейшая история”

Читайте также:
Торжественный концерт “Мы помним! Мы гордимся!” пройдет 9 мая в Калгари
Торжественный концерт “Мы помним! Мы гордимся!” пройдет 9 мая в 15:00 в Woodgreen Presbyterian Church – 12777 Candle Crescent SW. По всем вопросам, обращайтесь по телефонам: 403.701.0595 403.87036542 403.650.2089
Читать дальше...
Моя эмиграция
Предлагаем Вашему вниманию статью Виктора Котовского, в которой он рассказывает о своем опыте эмиграции и размышдяет над тем, что же заставляет нас все бросить и уехать искать счастья за границей. Мне ...
Читать дальше...
Празднование Дня Победы в Калгари
В Калгари прошла Акция “Бессмертный Полк”, торжественное шествие в память родных и близких - героев и жертв войны, и в честь всего героического советского народа, пренесшего великую жертву, но спасшего ...
Читать дальше...
ДЖАСТИН ТРЮДО – ПОЧЕТНЫЙ ИНДЕЕЦ ГУМИСТЫЙ
За свою приверженность делу улучшения жизни коренных народов Канады премьер-министр Джастин Трюдо получил новое индейское имя Гумистый (Gumistiyi), которое переводится, как “Тот, что постоянно старается”. Канадского премьера, который прибыл на встречу ...
Читать дальше...
Ночной рынок в Инглвуде –  Inglewood Night Market  – 14 августа, 11 сентября, 2015
Ночной рынок Inglewood Night Market очень популярен среди туристов и местных жителей калгари. По ночам здесь всегда царит оживленная атмосфера: официально рынок открывается во второй половине дня, но большинство уличных торговцев открываются ...
Читать дальше...
Русский Театр Калгари представляет: Придурки или урок драматического искусства
20 ноября, 2015 года в 19:00 в Engineered Air Theatre, Epcor Centre. Билеты продаются во всех русских магазинах Калгари. Новый спектакль Русского Театра Калгари о людях искусства, заключенных в Норильский лагерь ...
Читать дальше...
Трудности иммигрантов в новой стране
 Говоря о трудностях иммигрантов ( речь идёт об истинных переселенцах), прежде всего, хотелось бы остановиться на проблемах культурного, социального и языкового шоков, особенно в первые месяцы и годы проживания в ...
Читать дальше...
Концрт Фламенко в Калгари: Flamenco at the Lantern
Суббота, 7 Ноября  19:30 вечера, The Lantern Church (Inglewood) - 1401 10 Ave SE, Calgary, Alberta Билеты: Brownpapertickets.com $34.00 . На входе только за наличные. Танец фламенко - потомок древнеиндийский танцев, в Испании появился в 500-250 ...
Читать дальше...
Концерт джазовой пианистки Амины Фигаровой – 20 февраля в Калгари
Когда: Четверг, 20 Февраля, 2014, Начало: Doors 7:00PM | Show 7:30PM, Где: National Music Centre (134 11th Avenue SW) Билеты: $30 adults | $25 students, members & seniors. Билеты можно купить онлайн на  jazzyyc.com  или на ...
Читать дальше...
Новости Альберты
 АЛЬБЕРТА РЕЗКО СНИЗИТ ОБЪЕМЫ РАЗРАБОТКИ НЕФТЕНОСНЫХ ПЕСКОВ Новые демократы могут в скором времени действительно изменить существующую ныне “практику” загрязнения окружающей среды вредными веществами. Перед своей встречей в Оттаве за “круглым столом” с ...
Читать дальше...
POPS в парке – Концерт под открытым небом и барбекю в HERITAGE Парке
Wednesday, June 10 & Thursday, June 11 Barbeque at 6:30 / Concert at 7:30 Жители и гости Калгари  - все, кто любит музыку, свежий воздух и общество хороших друзей, получат возможность отпраздновать начало лета  10 ...
Читать дальше...
Почему они нас не любят
Канада – многонациональная страна, созданная иммигрантами разных поколений. Ни один из живущих здесь народов не претендует на кичливое звание “национального большинства”: нет, Канада – это “страна меньшинств”, в общем-то неплохо ...
Читать дальше...
Квебек: возвращение в Канаду
Конец сепаратизму. Судя по результатам выборов в Квебеке, жители франкоязычной провинции выбрали Канаду. Большинство избирателей проголосовали против сепаратистской партии Квебекуа, пытающейся оторвать Квебек от Канадской конфедерации... Сепаратисты, вернувшиеся к власти на ...
Читать дальше...
Новогодний Концерт “Салют, Вена!” – Strauss Symphony Of Canada – 1 января 2015
Новый музыкальный год открывает концерт “Салют, Вена!”. В программе - вальсы и польки композиторов семьи Штраус, а также любимые мелодии из классических оперетт. Концерт состоится 1 января 14:30 в на сцене ...
Читать дальше...
Тотальный Диктант в Калгари – репортаж Александра Шеметова
12 апреля в Калгари в Русской Православной церкви прошел Тотальный Диктант.  С официального сайта: Тотальный диктант - ежегодная образовательная акция, призванная привлечь внимание к вопросам грамотности и развить культуру грамотного письма. Суть ...
Читать дальше...
Tысячи иностранных работников покинут Канаду
Тысячи временных иностранных работников начнут покидать Канаду 1 апреля, так как в этот день теряют силу разрешительные документы тех, кто находился в стране более четырех лет.  Консерваторы назначили 1 апреля 2015 ...
Читать дальше...
Я говорю по-русски
22 марта 2015 года в Торонто состоится первая практическая конференция  "ЯГОВОРЮ ПО-РУССКИ" Это возможность встретиться с лучшими учителями русского языка и задать им вопросы, связанные с изучением языка за рубежами России. ...
Читать дальше...
Драма русской кухни за рубежом
В мире существует несколько тысяч русских ресторанов. Почти в любой крупной столице можно без особого труда отыскать ресторан со звучным названием на русский манер: Kalinka, Rasputin и какие-нибудь Russkie Gorki. ...
Читать дальше...
Театр Theatre Transit в Калгари представляет спектакль “8” – 30 Ноября 2013
В 2010 году в Калифорнии слушалось дело "Perry v. Schwarzenegger", оспаривающее поправку в конституцию штата, которая запретила гей-браки. Недавно сценарист "Харви Милка" Дастин Лэнс Блэк написал пьесу "8", основанную на ...
Читать дальше...
ДЛЯ БЕЖЕНЦЕВ ЕСТЬ РАБОТА НА МЯСОКОМБИНАТАХ
Крупнейшая канадская компания по производству мясопродуктов и полуфабрикатов из птицы и мяса – Maple Leaf Foods – открывает свои двери для сирийских иммигрантов. Корпорация (как и другие фирмы этой отрасли) постоянно ...
Читать дальше...
Торжественный концерт “Мы помним! Мы гордимся!” пройдет 9
Моя эмиграция
Празднование Дня Победы в Калгари
ДЖАСТИН ТРЮДО – ПОЧЕТНЫЙ ИНДЕЕЦ ГУМИСТЫЙ
Ночной рынок в Инглвуде – Inglewood Night
Русский Театр Калгари представляет: Придурки или урок драматического
Трудности иммигрантов в новой стране
Концрт Фламенко в Калгари: Flamenco at the Lantern
Концерт джазовой пианистки Амины Фигаровой – 20 февраля
Новости Альберты
POPS в парке – Концерт под открытым небом
Почему они нас не любят
Квебек: возвращение в Канаду
Новогодний Концерт “Салют, Вена!” – Strauss Symphony Of
Тотальный Диктант в Калгари – репортаж Александра Шеметова
Tысячи иностранных работников покинут Канаду
Я говорю по-русски
Драма русской кухни за рубежом
Театр Theatre Transit в Калгари представляет спектакль “8”
ДЛЯ БЕЖЕНЦЕВ ЕСТЬ РАБОТА НА МЯСОКОМБИНАТАХ