Рождество с Оперой Калгари – 8 – 11 декабря

В рамках рождественского шоу “Christmas at the Opera” 8-11 декабря 2016 в Mamdani Opera Centre Калгари, Молодые таланты из Оперы Калгари представят оперу Бизе “Доктор Миракль” , а также популярные арии из оперы Кармен и других опер Бизе.

Доктор Миракль

Это произведение Бизе написал в возрасте 18 лет на конкурсе, организованном Жаком Оффенбахом. Он разделил первый приз с Шарлем Лекоком. Премьера оперы состоялась 9 апреля 1857 года в парижском театре Театр Буфф-Паризьен.

Действие оперы происходит в Падуе в середине девятнадцатого века. Главные действующие лица — мэр Падуи, капитан Сильвио, Вероника (жена мэра) и Лауретта (дочь мэра).

Будуший французский композитор происхождения родился в Париже 25 октября 1838 года. При рождении ему дали имя Александр Сезар Леопольд. Но позднее мальчика крестили, и он получил имя Жорж. Семья была музыкальной: отец преподавал вокал, мать была талантливой пианисткой. Выдающееся музыкальное дарование Жоржа проявилось очень рано. В 4 года он начинает обучаться игре на фортепиано, а в свои неполные десять лет становится студентом Парижской консерватории. Круг его учителей включает Шарля Гуно — автора опер “Фауст”, “Ромео и Джульета”, Фроменталя Галеви — создателя оперы “Дочь кардинала”. Из консерватории Бизе выходит первоклассным пианистом. Франц Лист, слышавший игру Жоржа в доме у Галеви, был потрясен его феноменальной техникой и умением читать с листа сложнейшие партитуры. Композиторский дар уже в те годы делал Бизе фигурой, превосходящей многих его современников. Написанная в 17 лет симфония до-мажор (партитура которой была потеряна и найдена лишь в 1935 году) по словам французского исследователя, “сопоставима лишь с там, что писали в таком возрасте Моцарт и Мендельсон”. В 19 лет Бизе принимает участие в конкурсе, организованном Жаком Оффенбахом для его театра “Буфф”, на сочинение одноактной оперетты, и выходит победителем. Его первая оперетта “Чудо-доктор” ставится на сцене театра. За сочинение по окончании консерватории кантаты “Кловис и Клотильда” Бизе награждается пятилетней государственной стипендией на продолжение образования в Риме.

Три года Жорж Бизе живет в “вечном городе”. Изучает сочинения композиторов, которых сам себе ставит образцом: Шумана, Вебера, Мендельсона, Гуно. “Музыка Моцарта глубоко волнует меня и даже делает меня больным. Некоторые вещи Россини оказывают на меня такое же действие. Но, к моему удивлению, Бетховен и Мейербер никогда не производят на меня столь сильного впечатления. Что же касается Гайдна, то я, слушая его, засыпаю”, — писал он в одном из своих писем. Голова его кипит замыслами, пока еще смутными. Он сочиняет симфонию “Рим”, оду “Васко де Гама”, двухактную комическую оперу “Дон Прокопио”. Его сочинения имеют большой успех, но сам он неудовлетворен своим творчеством. Сознавая и ощущая свой незаурядный дар, молодой композитор опасается той легкости, того блеска, с которыми изливается его музыка. Он признается, что нуждается в идеях, которые придали бы смысл его сочинениям, и постоянно казнит себя за то, что отдает предпочтение “шикарной” музыке перед истинно “великой” и даже стесняется того восторга, который испытывает, слушая произведения своего гениального современника Джузеппе Верди. “Я должен сочинять музыку еще более высокого качества”, — повторяет он.

В 1860 году Бизе возвращается в Париж. Директор Лирического театра предлагает ему написать оперу на либретто Карро и Кормона “Искатели жемчуга”.

Либретто шаблонно и наивно. Герои — нетронутые цивилизацией аборигены Цейлона: Лейла, которая своим пением укрощает морских богов, и ныряльщики за жемчугом Надир и Зурга. Любовь двух чистых существ желает разбить злой ревнивец. Сам Бизе не считал оперу своим успехом, полагая ее музыку не слишком яркой и самобытной. Кроме романса Надира, дуэта Надира и Зурги, хора за сценой, каватины Лейлы и арии Зурги “все остальное заслуживает полного забвения”.

Он пробует свои силы в историческом жанре: пишет пятиактную оперу “Иван Грозный”. Опера закончена, принята к постановке Лирическим театром. Но тут Бизе, вдруг, объявляет оперу “неудавшейся” и, вроде бы, уничтожает ее. (Так считалось до самого последнего времени, когда партитура была обнаружена).

Молодой Бизе был нервным, легко возбудимым, страстно порывистым. Человек настроения он бывал не в состоянии управлять своими эмоциями. У него были преданные друзья, но он еще не научился ценить дружбу и позволял себе бурные вспышки при малейшем несогласии с ним. Обольстительно красивый, он нравился женщинам, но относился к ним потребительски, скрывая за показным цинизмом свою ранимость, свою постоянную поглощенность упорной внутренней работой. Однако все изменилось, когда Жорж влюбился в Женевьеву — дочь своего друга и учителя Галеви. Между помолвкой и женитьбой Бизе, как он сам признавался, проделал труднейшую работу над собой, “вытравляя из себя плохое, чтобы стать лучше, как артист и человек”. В 1869 году он стал мужем Женевьевы, а через год на свет появилась дочь — Жюли. Бизе был счастлив в браке, но жизнь требовала свое. Несмотря на признание крупных композиторов, Бизе, чтобы обеспечить семью, приходилось заниматься “музыкальной поденщиной” — писать музыку для ревю и дивертисментов, инструментовать чужие сочинения. Это раздражало, отнимало время у серьезных музыкальных занятий.

Бизе явно тяготел к театральному жанру, учась, как мы сказали бы сегодня, методом проб и ошибок. Он пишет оперу “Пертская красавица” на сюжет романа Вальтера Скотта. За ней следует комическая опера “Джамиле”, по мотивам поэмы Альфреда де Мюссе. И хотя в этих сочинениях много блистательной, неожиданной музыки, в них еще ничто не предвещало потрясающих открытий “Кармен”.

Музыкальное озарение, явление гения, произошло неожиданно — бурно, ярко, щедро, великолепно. И пока еще не в опере, а в музыке к драме Альфонса Доде “Арлезианка”, премьера которой состоялась 11 октября 1872 года.

Деревня в Провансе, где живет мечтательный юноша Фредерик. Он до самозабвения влюбляется в девушку из Арля, арлезианку, что по понятиям провансальцев было неосторожно, ибо за арлезианками тянулась дурная слава — женщин обольстительных, но неверных. Однако Фредерик все же решает жениться на своей возлюбленной. Но неожиданно всплывает скандальное прошлое арлезианки. Происходит разрыв. Фредерик старается забыть свою любовь, полюбить другую — скромную, чистую Виветту. Но тщетно. Когда во время сельского праздника, под звуки флейты и бубна крестьяне танцуют фарандолу, Фредерик кончает жизнь самоубийством.

Русский музыковед Иван Солертинский писал: “Музыка “Арлезианки” — подлинный шедевр. Она написана с огромным вкусом, изобилует тончайшими гармоническими деталями и инструментована с мудрым лаконичным мастерством. Отсюда открывался прямой путь к гениальной “Кармен”.

У Бизе был заказ от театра Комической оперы (второго оперного театра Парижа) на сочинение трехактной оперы. Он выбрал для либретто новеллу Проспера Мериме “Кармен”. Археолог, историк, путешественник, дипломат, блистательный стилист, мастер литературных фальсификаций (на его удочку попался Пушкин, принявший сочиненные Мериме “Песни западных славян” за подлинные записи иллирийских песен, и перевел их на русский язык) Мериме прожил яркую, полную самых разнообразных приключений жизнь. В 19 лет он написал первую драму “Кромвель” и заслужил горячую похвалу своего наставника Стендаля. Гете в “Разговорах с Эккерманом” дал творчеству Проспера Мериме очень высокую оценку. Мировую славу принесли ему его новеллы: “Матео Фальконе”, “Души чистилища”, “Локис”, “Коломбо” и, конечно же, “Кармен”.

Про оперу Бизе, правильнее было бы сказать, что она создана по мотивам новеллы Мериме, так как либретто, созданное Андре Мельяком и Луи Галеви, сильно разнится от первоисточника. В новелле рассказ ведется от имени автора, который путешествуя по Андалузии, в горах видит незнакомца, в котором проводник опознает известного бандита — баска из Наварры Хозе Лиззарабенгуа. Приехав в Кордову, автор на набережной встречает цыганку по имени Кармен. “Она была молода, мала ростом, хорошо сложена и имела очень большие глаза”. Дикая красота цыганки производит на автора огромное впечатление. Он соглашается пойти к ней и в ее доме сталкивается с незнакомцем, встреченным им в горах. Через некоторое время автор узнает, что Хозе попал в тюрьму. Его ожидает смертная казнь. По просьбе Хозе автор навещает его в тюрьме, где выслушивает страшную исповедь баска: трагическую историю его жизни и рассказ о сведшей его с ума любви к Кармен. Хозе был из обедневшего знатного рода. Он пошел служить в армию, чтобы сделать карьеру и помочь семье. Встреча с Кармен и вспыхнувшая страсть ломают его планы. Он становится контрабандистом и разбойником, на счету у которого несколько убийств. Страдая от своего падения, Хозе умоляет Кармен уехать с ним в Америку и начать новую жизнь. Но Кармен, для которой любовь — это только очередной каприз, которая ценит лишь одну свою свободу, уже остыла к Хозе и отказывается следовать за ним. Сцена убийства Кармен в лесу написана настолько страстно и сильно, что ее нельзя читать без содрогания. “Я упал к ее ногам и взял ее за руки. Я орошал их слезами. Я говорил обо всех счастливых минутах, что мы прожили вместе. Я предлагал ей, что останусь разбойником, если она того хочет. Все предлагал я ей, лишь бы она меня еще любила! “Еще любить тебя я не могу. Жить с тобой не хочу”… Я ударил ее ножом два раза. От второго удара она упала, не крикнув”… Прощаясь с автором, Хозе попросил его передать старухе-матери медальон. “Скажите, что я умер, но не говорите, какой смертью”.

Либретто оперы сделано мастерски: короткая экспозиция, стремительно развивающееся действие, не отпускающее ни на секунду внимания слушателя. Введенная авторами несуществующая в новелле крестьянская девушка Микаэлла, преданная и любящая, создает резкий контраст обольстительной и коварной Кармен. Музыка, слово, действие существуют в неразрывном единстве. Все номера спаяны железной музыкально-драматической логикой. Оперу пронизывают несколько сквозных мотивов, как например, мотив “роковой любви”. Он впервые звучит в увертюре, проходит через всю партитуру и прорывается с трагическим торжеством в финале на мощном фортиссимо всего оркестра.

Премьера “Кармен” состоялась в театре Комической оперы 3 марта 1875 года. И произошло невероятное: опера, “переполненная” захватывающей яркой зажигательной музыкой, гениальная по своему музыкально-драматургическому построению провалилась. Публика не приняла оперу, музыкальные критики французской столицы глумились над ее создателями. “Какая правдивость! Но какой скандал!”, — съехидничал один из газетных корифеев. А Жорж Бизе в мочаливом отчаянии бродил по улицам спящего Парижа. Он был сражен. Ведь он столько вложил в свое создание! Связывал с ним такие надежды!

Ровно через три месяца — 2 июня 1875 года, в полночь Жорж Бизе скончался. Горестных переживаний не выдержало сердце. Ему было 36 лет. Он не дожил всего несколько месяцев до триумфального шествия его оперы по сценам крупнейших оперных театров мира. Вот уже 128 лет “Кармен” держит первенство, как одна из самых репертуарных опер. Но что же случилось тогда, на премьере в Париже?

Театр Комической оперы был, если можно так выразиться, “семейным” театром. Буржуа в окружении чад и домочадцев культурно проводили там время, слушая оперы, где герои были добродетельны, а злодеи порочны, где благородство, любовь и добрые порывы души вознаграждались, а дурные поступки и помыслы наказывались. На сцене действовали условные персонажи — герои, короли, принцы, дочери и матери благородных семейств (словом, чистая и понятная публика) и зрители безошибочно знали, кому надо сочувствовать, а кого ненавидеть. В “Кармен” же все предстало необычным и непривычным. На сцене бушевала сама жизнь. По площади в Севилье сновал самый разный народ — работницы табачной фабрики, их кавалеры, солдаты, мальчишки, торговки, ликующая толпа, ожидающая корриды. А герои? Кармен, по имени которой названа опера, цыганка весьма сомнительного поведения, дарящая ласки солдатам и офицерам, контрабандистка, обольщающая похотливых таможенников. Крестьянин Дон Хозе, одетый в солдатскую форму, сраженный страстью к коварной цыганке. Любящая отважная девушка Микаэла. Тореадор Эскамильо — этакая цирковая примадонна, кокетливый фат, кумир толпы. Ничего оперного, привычно условного не было в этих персонажах. Они — живые люди со страстями, надеждами, любовью и отчаянием. Все движется, волнуется, спешит, буйствует, полно кипучего южного темперамента. Дивная музыка оперы — гремучая смесь провансальских и испанских мотивов с оригинальными мелодиями Бизе создает захватывающий испанский колорит, рожденный музыкальным гением композитора. А ведь он никогда и не был в Испании! Контрасты, сшибаясь, высекают искры подлинных страстей неподдельной жизни. И, наконец, финал, в котором героиню убивают на сцене. На глазах у оцепеневших зрителей. Посреди всеобщего праздника и веселья…

Нет, согласитесь, все это было слишком ново, слишком неожиданно и даже слишком революционно. Нужно было время, чтобы к этому привыкнуть, переварить эту новизну. (Кстати, будучи революционером в искусстве, Бизе очень настороженно относился к революциям в жизни. В дни Парижской коммуны и осады Парижа он был “по эту сторону баррикады”, в рядах Национальной гвардии).

В оригинальной редакции арии, ансамбли, марши и хоры чередовались с прозаическими диалогами. После смерти Бизе его друг Эрне Гиро написал для “Кармен” речитативы, заменив ими разговорную речь. Сделал это он с таким великим тактом и пониманием стиля композитора, что не возникает сомнения, будто все в опере написано одной рукой.

И опять предоставим слово Петру Ильичу Чайковскому, писавшему брату Модесту из Парижа: “Я готов присягнуть, что “Кармен” будет считаться абсолютным шедевром… Это едва ли не самое выдающееся лирико-драматическое произведение нашей эпохи”. И нашей тоже.

Читайте также:
Прима-балерина Большого театра Светлана Лунькина не намерена возвращаться в Россию из Канады
Балерина Светлана Лунькина не намерена возвращаться в Россию из Канады, где она сейчас находится, из-за угроз в ее адрес. Как сообщила балерина в интервью газете «Известия», ее решение связано с ...
Читать дальше...
Театр Калгари представляет спекталь “Слуга двух господ” – 2-28 сентября
2 сентября  состоится премьера спектакля "Слуга двух господ" по  пьесе английского драматурга Ричарда Бина, написанной по мотивам комедии Карло  Гольдони. Как говорит о своем произведении сам автор, это комедия положений ...
Читать дальше...
БИЗНЕС ПО КОНФИСКАЦИИ ЖИЛЬЯ В АЛЬБЕРТЕ: БУМ!
В условиях, когда в Альберте постоянно сокращаются рабочие места на предприятиях, так или иначе связанных с добычей нефти и газа, фирмы, оказывающие банкам посреднические услуги в законной конфискации имущества у ...
Читать дальше...
Бессмертный Полк в Торонто
«Я помню, я горжусь!” — под таким девизом прошел благотворительный автопробег в Торонто, первое из мероприятий в Канаде, посвященных Дню Победы в Великой Отечественной войне. В 8:30 утра 23 апреля 2016 ...
Читать дальше...
Почему мы все так любим Рождество
Особого отношения к Рождеству объясняется тем, что именно Рождество возвращает нас всех в детство. Мамы все так же зовут всех к столу, а бабушки по-прежнему напоминают о хороших манерах - ...
Читать дальше...
АМЕРИКАНЦЫ ПРЕДПОЧИТАЮТ НЕ КАНАДУ, А БРИТАНИЮ
Большинство американцев считают главными союзником своей страны не Канаду, а Великобританию. В ходе недавнего опроса об этом сообщили 50 процентов американцев. Лишь 38 опрошенных американцев считают главным союзником Канаду. Правда, ...
Читать дальше...
Альберта погружается в хаос
В Канаде столица нефтяной провинции Альберта, г Калгари погружается в хаос. Всему виной - падение цен на нефть. Провинция Альберта раньше была самым благополучным регионом в Канаде, а г Калгари имел самый низкий уровень ...
Читать дальше...
Опера Евгений Онегин в Эдмонтоне, 19, 21, 23, 25 апреля
Опера Эдмонтона представляет спектакль-оперу на русском языке Eugene Onegin – Евгений Онегин Опера П. Чайковского «Евгений Онегин» в исполнении Канадской оперной компании. Представление будет проходить на русском языке с английскими субтитрами. 19, ...
Читать дальше...
Тюменская область возобновит соглашение двадцатилетней давности с канадской провинцией Альберта, где развиты нефтегазовая сфера и строительство инфраструктуры. Об этом в среду договорились губернатор Тюменской области Владимир Якушев и председатель национального ...
Читать дальше...
Vertigo Theatre представляет спектакль-детектив по роману Р.Чандлера “Прощай, красавица!” – 20 Сентября – 19 Октября 2014
Главный герой романа знаменитый частный детектив Филипп Марлоу разыскивает пропавшую певичку из ресторана, не раз подвергаясь смертельной опасности. Дело обрастает чередой жестоких убийств и, кажется, преступник неуловим. Но блестящая проницательность ...
Читать дальше...
Рекордное число студентов в университете Калгари
6200 – именно столько новых студентов впервые переступили порог Университета Калгари (UniversityofCalgary ) с началом осеннего семестра. Это примерно на 800 студентов больше, чем в прошлом году. По заявлению помощника вице-президента ...
Читать дальше...
Феерическое Шоу лучших мюзиклов мира “FROM BROADWAY WITH LOVE”  – 13,15 ноября 2014
EPCOR CENTRE's Jack Singer Concert Hall Коллектив талантливейших артистов исполнит вживую самые выдающиеся песни из бродвейских шоу – West Side Story, My Fair Lady, The Phantom of the Opera, Les Misèrables, Chicago, Cats ...
Читать дальше...
Искусство быть Человеком – психологические семинары Ирины Кассатенко – 3-5 января 2014
Приглашаем всех желающих на серию психологических семинаров Ирины Кассатенко в Калгари 3-5 января 2014 (на русском языке) объединенные темой: Искусство быть Человеком     Тема:  Время: “Я и Ты: искусство бесконфликтного общения” Как перейти от ссор, ...
Читать дальше...
Концерт Павла Колесникова “Романтический Рахманинов” – 14, 15 февраля
Friday, February 14, 2014 – 8pm Saturday, February 15, 2014 – 8pm Jack Singer Concert Hall, Калгари В программе: Rachmaninoff   Symphony No. 1 in D Minor, Op. 13     Rachmaninoff   Piano Concerto No. 3 in D Minor, Op. ...
Читать дальше...
Социальная защита в Канаде
В Канаде социальная система наиболее гуманная. Суть ее заключается в следующем: государство дает гарантии определенного уровня жизни человеку, будь то гражданин Канады, проживающий постоянно в стране или беженец.   Накапливая ...
Читать дальше...
Martha Cohen Theatre представляет:  Вокруг света за 80 дней – 20 ноября – 29 декабря 2013
Адаптация романа Жюля Верна. Martha Cohen Theatre, EPCOR CENTRE for the Performing Arts Билеты: http://atplive.com  XIX век — это, помимо всего прочего, бурное развитие средств передвижения. Ездить по миру становилось всё проще и ...
Читать дальше...
Кленовый сироп: поиски идут успешно
Канадское «жидкое золото» — кленовый сироп — принадлежит всей стране и является предметом ее особой гордости. Это один из факторов, который выводит Канаду на международную арену и составляет ее славу. ...
Читать дальше...
ПЕССИМИЗМ ПЕНСИОНЕРОВ
 "Золотой век" уходит вместе с "бэби-бумерами": большинство канадцев полагают, что будущему поколению будет жить хуже, чем нынешнему. В среднем по стране так считают 37 процентов опрошенных. Противоположного мнения придерживаются лишь ...
Читать дальше...
Концерт Анны Нетребко и ее мужа Юсифа Эйвазова  в Калгари – 30 апреля 2017
Единственный Концерт Анны Нетребко и ее мужа Юсифа Эйвазова в сопрофождении Филармонического Оркестра Калгари в   Jack Singer Concert Hall, 205 8 Ave SE Анна Нетребко перевернула представление о том, что такое оперная звезда. Царствующая ...
Читать дальше...
Прима-балерина Большого театра Светлана Лунькина не намерена возвращаться
Театр Калгари представляет спекталь “Слуга двух господ” –
БИЗНЕС ПО КОНФИСКАЦИИ ЖИЛЬЯ В АЛЬБЕРТЕ: БУМ!
Бессмертный Полк в Торонто
Почему мы все так любим Рождество
АМЕРИКАНЦЫ ПРЕДПОЧИТАЮТ НЕ КАНАДУ, А БРИТАНИЮ
Альберта погружается в хаос
Опера Евгений Онегин в Эдмонтоне, 19, 21, 23,
Тюменская область возобновит сотрудничество с провинцией Альберта
Vertigo Theatre представляет спектакль-детектив по роману Р.Чандлера “Прощай,
Места в Альберте, которые должен посетить каждый турист
Рекордное число студентов в университете Калгари
Феерическое Шоу лучших мюзиклов мира “FROM BROADWAY WITH
Искусство быть Человеком – психологические семинары Ирины Кассатенко
Концерт Павла Колесникова “Романтический Рахманинов” – 14, 15
Социальная защита в Канаде
Martha Cohen Theatre представляет: Вокруг света за
Кленовый сироп: поиски идут успешно
ПЕССИМИЗМ ПЕНСИОНЕРОВ
Концерт Анны Нетребко и ее мужа Юсифа Эйвазова