Русская эмиграция 20-30 годов

Цель данной статьи – осветить общественный и интеллектуальный фон жизни, концентрируя внимание на условиях, сложившихся как в самой эмигрантской среде, так и в странах где проживали эмигранты, отмечая пути и способы создания тех общественных институтов, которые позволяли вести творчески активную жизнь и сохранять принесенные из России культурные традиции.

Обратимся к истории культурной жизни «общества», изгнанного с Родины и создавшего свою собственную «страну» без физических и юридических границ.

Что же превращало русских эмигрантов 20-30-х гг. именно в общество, пусть и не вполне оформленное?  Этому способствовали два фактора. Во-первых, за границей были представлены практически все слои русского дореволюционного общества, хотя и в несколько измененных пропорциях. Среди эмигрантов мы можем обнаружить не только представителей бывшей правящей элиты и выдающихся представителей интеллектуальной элиты, но и мелкобуржуазию, людей искусства, ремесленников, рабочих и служащих, а также крестьян.

Во-вторых, следует отметить обстоятельство, которое говорит больше, чем всякие социологические, экономические или культурологические данные: эмигранты сознательно стремятся вести русскую жизнь.

Возникновение русской эмиграции явилось прямым следствием поражения белых армий в 1920-1921 гг. и окончательного установления границ РСФСР по Рижскому мирному договору 1921 г.

1. Униженные и оскорбленные. В изгнании

Русские, оказавшиеся после 1919 г. За пределами бывшей Российской империи, были беженцами в полном смысле этого слова. Главной причиной их бегства стали военное поражение и связанная с ним угроза плена и расправы, а также голод, лишения, опасность, нависшая над жизнью и свободой в результате сложившихся политических обстоятельств.

 Первый пункт остановки беженцев редко становился постоянным местом их жительства.

Посмотрим, в каких местах осуществлялся переход границы, и попытаемся охарактеризовать русских беженцев, устремлявшихся к каждому из них. Наиболее важным районом было побережье Черного моря (Новороссийск, Крым, Одесса, Грузия). Поэтому Константинополь (Стамбул) стал первым значительным пунктом расселения эмигрантов.imagesCA6M92K6

Большинство русских, оказавшихся в Стамбуле, нашли приют в недавно созданном Королевстве сербов, хорватов и словенцев (СХС), будущей Югославии.

Второй маршрут русских беженцев пролегал северо-западнее Черного моря.

Последний важный маршрут беженцев из Советской России пролегал на Дальнем Востоке – в маньчжурский город Харбин.

 Различные пути формирования центров Русского Зарубежья дают ключ к пониманию особенностей каждого из них, а также произведенной в них культурной продукции.

Помимо образованных классов в эмиграции была широко представлена городская буржуазия, мелкие землевладельцы, квалифицированные рабочие и крестьяне.

 Подавляющее большинство русских эмигрантов принадлежало к русской православной церкви.

Среди «русских» эмигрантов было немало евреев, украинцев, армян, грузин, а также калмыков. Представители этих национальных групп ощущали свою принадлежность к русской культуре.

 Созданная после мировой войны международная организация – Лига Наций – сразу же столкнулась в своей работе с проблемой беженцев: сначала русских, затем армян и, наконец, к началу 20-х гг. греков и турок. Корни этих проблем заключались в тех политических и военных переменах, которые последовали за заключением мирных договоров.

 Другой русской общественной организацией, успешно действовавшей в годы мировой войны, был Земгор – Союз земств и городов. Он оказывал содействие мирным жителям за линией фронта и занимался их эвакуацией из районов боевых действий.

 Ветераны мировой и гражданской войны создавали собственные организации.

Общественные организации объединяли также представителей одной профессии, что позволяло защищать права иimagesCAJKJFFR имущество их членов.

 Место и характер расселения беженцев за границей определялись главным образом возможностью найти хорошо оплачиваемую работу.

 В первые годы эмиграции русские по-прежнему находились под официальной защитой российских

посольств и их сотрудников. Большинство стран не признало советскую власть и сохраняло дипломатические полномочия послов, назначенных царем или Временным правительством.

Часто среди эмигрантов возникали сложности из-за вопроса о подданстве. В ряде случаев выходом могло стать принятие «двойного гражданства» или двойного подданства.

 Учитывая возможные трудности, обилие организаций, которые являлись зачастую источником споров и противоречий, мы не можем не удивляться тому, что Русское Зарубежье сумело не только сохранить, но и значительно приумножить достижения русской культуры.

 2. Сохранить и передать. Образование в изгнании

Те русские, кто предпочел изгнание возвращению в Россию под властью большевиков, поступали так не только из соображений личной безопасности, а главным образом потому, что происходящее на родине не соответствовало их представлениям о будущем России.

 Первой встала задача восстановить нормальные физические и психологические состояния детей-беженцев. Многие из них потеряли родителей и семьи, за годы гражданской войны и бегства за границу успели забыть о том, что такое нормальная жизнь.

 Изменения традиционных программ и методов в соответствии со сложными условиями жизни в эмиграции вызвали дискуссию и споры по основной проблеме, что считать «истинно» русским, что следует сохранить и передать молодому поколению.

 Модернизация русской орфографии была подготовлена Академией наук накануне революции. Серьезные проблемы возникли с преподаванием истории.

Современная практика и теория образования были нацелены на развитие характера индивидуума, его инициативы, предоставляя ему свободу и развивая ответственность.

Важнейшей проблемой, которая так и не была решена до конца, являлось финансирование средних школ.imagesCAQW2LZ2

 Помимо открытых светских школ существовало некоторое количество частных пансионов, подобных дореволюционным кадетским корпусам для юношей или институтам благородных девиц. Несколько таких учебных заведений существовало в Югославии.

Если главной задачей начального и среднего образования в эмиграции было сохранение и передача молодому поколению наследия русской культуры, то цель основания Русским

 Зарубежьем высших учебных заведений состояла в подготовке учащихся к активной деятельности на благо общества в освобожденной России. Эта цель предполагала также продолжение творческой деятельности, развития русской культуры и науки, столь жестко и резко прерванного революцией и советским режимом в начале 20-х гг.

 В эмиграции учащиеся средних и высших учебных заведений испытывали потребность в организации. Объединив свои усилия, они не только могли оказывать друг другу материальную и интеллектуальную поддержку, но и создать основы организации, которая помогла бы им в будущем сыграть достойную роль на родине.

 Следует отметить, что задача сохранения русской культуры и передачи культурного наследия молодому поколению была решена с явным успехом. Не все дети, разумеется, сохранили верность традициям дореволюционной России, культурные связи все-таки ослабевали, врастание в общественные структуры стран расселения становилось все более частным явлением. Тем не менее, как представляется, большинство сохранило основные элементы наследия, полученного от родителей. – язык, знание русской литературы и истории и любовь к ним и, что особенно важно, верность своему русскому самосознанию. Многие дети эмигрантов, выросшие в «России вне России», сегодня активно участвуют в развитии русской культуры, их работы известны в России.

 3. Спасти и сохранить. Что есть русская культура?

С конца ХIХ века в России царило согласие по поводу того, что считать национальной классической литературой. Для большинства русских классической литературой была словесность ХIХ века.

 В Русском Зарубежье развился настоящий культ Пушкина. Пушкин был самой почитаемой фигурой в русской классической литературе, однако не единственным божеством в этом пантеоне. В него входили также М. Лермонтов и Ф. Тютчев.

 Отношение Зарубежной России ко Льву Толстому было отмечено чертами некой двойственности. Каждый признавал литературные достоинства Толстого – его стиль, его абсолютно правдивое описание чувств и поступков огромного числа русских типажей и отдельных личностей.

 В творчестве Толстого была и другая сторона: его идеализация крестьянства и проповедь анархизма и непротивления. Эта позиция Толстого не была приемлема для изгнанников, которые на собственном опыте познакомились с проявлениями анархии, ненавистью и насилием, на которые оказались способны крестьяне.

 Музыка легко воспринималась иностранным окружением и получила его признание.imagesCAEFNK2J

Преданность сообщества эмигрантов церкви способствовала углубленному изучению русской иконографии и принесла мировое признание этому виду искусства. Повышенный интерес к средневековой иконе был тесно связан с возрождением духовности и мистицизма.

 Именно русский язык связывал эмигрантов с их прошлым и помогал преодолевать разобщенность. Эмигранты стремились к тому, чтобы их язык соответствовал поставленным задачам. Символическое значение в этой связи приобрел отказ от использования введенных большевиками новых правил орфографии.

 Ситуация в поэзии была сложнее, и описать ее не столь легко. Взаимоотношение эмигрантской поэзии и поэзии советской представляются менее однозначными, чем это было в случае с прозой.

Наиболее известной поэтической школой накануне революции и в самые первые годы существования советского режима был акмеизм.

 Наиболее значительной фигурой в поэзии Русского Зарубежья была Марина Цветаева. Читающая публика и литературные критики никогда не принимали ее творчество безоговорочно, несмотря на то, что ее произведения, и поэтические, и прозаические, печатались очень много.

 В 30-е годы контакты между эмигрантами и советскими гражданами были ограничены, а после 1934 года прекратились совсем. Советские граждане боялись поддерживать связи с внешним миром, в первую очередь – с эмигрантами.

 В отличие от литературы изобразительное искусство и музыка не были органически связаны с языковой средой – с языком, который не был понятен окружающему миру и чистоту которого следовало ревностно сохранять.

 В заключение можно отметить, что диаспора внесла наиболее заметный вклад в западную и мировую культуру в области литературы, изобразительного искусства и музыки, продолжая развитие творческих направлений, возникших в эпоху Серебряного века. Это главное наследство, завещанное эмиграцией, как Советской России, так и Западу.

 4. Церковь и религия в диаспоре

imagesCA3VW4A6Для многих эмигрантов возрождение веры явилось источником утешения и внутренней силы, необходимой для того, чтобы пережить тяготы изгнания и заполнить пустоту, возникшую после утраты прежних идеалов.

 В первое десятилетие ХХ века была отмечена необходимость в проведении глубокой реформы центральных структур церкви и ее взаимоотношений с государством. Священники и миряне требовали, чтобы Собор Русской православной церкви обсудил этот вопрос. Началось движение за восстановление патриарха, отмененного Петром Первым, как средства освобождении церкви из цепких объятий государства.

 Первые годы ХХ века стали водоразделом во взаимоотношениях между церковью и образованной элитой империи.

 Самой острой проблемой русских приходов неизбежно должно было стать их укомплектование кадрами священников.

Решению этой проблемы призвано было служить создание специального учреждения, ставившего перед собой двойную цель: обучение новых священников и проведение научных исследований в области богословия и истории православной церкви.

 В 1925 году храм и земли были освящены в честь св. Сергия Радонежского, покровителя Московской Руси; в том же году открылась семинария и Богословский институт. Весь комплекс стал известен под названием Сергиевского подворья.

 Там, где были русские начальные и средние школы, т.е. прежде всего в больших городах и в странах с наибольшей концентрацией эмигрантского населения, религиозное обучение входило составной частью в учебные программы. Преподавание велось местным священником и было тесно связано с другими «русскими» дисциплинами.

 Вопрос о том, что составляет суть русской культуры, которую эмиграции предстояло сохранить и передать грядущим поколениям, решался вполне однозначно. Даже те, кого не слишком заботили вопросы религии, не могли отрицать религиозное прошлое России.

 Церковь и духовенство принимали участие в организации домов для престарелых, лечебных и сиротских приютов. Такие учреждения поддерживались военными и ветеранскими организациями.

Несмотря на то, что число эмигрантов было в пропорциональном отношении невелико, их материальные и эмоциональные потребности всегда привлекали к себе особенно пристальное внимание диаспоры. Детей обучали русскому языку, основам веры в семье и в приходе.

 В эмигрантской церковной иерархии роль религии и церковно ориентированных теорий в эмиграции резко возросла. В то время как в Советской России церковь оказалась оттесненной на задний план, ее идейное влияние практически было сведено к нулю, интеллигенция Русского

Зарубежья поставила православие в самый центр своих культурных и идейных представлений.

 Социализм, органически присущий христианству, получил благодаря деятелям русской эмигрантской церкви свое дальнейшее идейное и практическое развитие и сыграл значительную роль в том успехе, которым христианский социализм стал пользоваться в мире после окончания второй мировой войны.

Любой группе эмигрантов свойственно сохранять и поддерживать традиционную роль своей церкви.

 5. История и историки в Русском Зарубежье

imagesCAZEW27HОказавшись в эмиграции, ученые стали немедленно предпринимать шаги к тому, чтобы обеспечить свое существование и продолжить профессиональную деятельность.

 В Праге историки открыли свою собственную профессиональную организацию – Русское историческое общество. Оно финансировало проведение встреч, научных дискуссий и публиковало собственное периодическое издание – «Записки Русского исторического общества в Праге» (1927-1930).

 Историки-эмигранты прошли профессиональную подготовку в последние два десятилетия ХIХ века или в начале ХХ века. Как в Западной Европе, так и в России это был период позитивизма.

Позитивистское направление имело двойственный характер. С одной стороны, вера в то, что основная задача историка состоит в накоплении как можно большего количества фактов, прежде всего почерпнутых из архивных источников (для новой истории), а для более раннего периода – из рукописных памятников, и в разработке в первую очередь политической и социально-экономической истории.

 Сложности, с которыми были связаны попытки вести новые исследования, ограниченные возможности для публикации трудов не позволяли эмигрантам идти в науке проторенными путями. Это обстоятельство позволяет объяснить тот огромный успех, которым пользовался у эмигрантов исторический роман – жанр, соединивший в себе ностальгические воспоминания, занимательные слухи, достойные подражания характеры.

 Серебряный век внес одно новшество: живой интерес к духовности, философии и религии. Он укрепил тот барьер, который существовал между теми образованными специалистами, которые отстранялись от политики и воспринимали новые направления, и теми, кто активно интересовался политикой. Этот барьер продолжал существовать и в эмиграции.

И традиционализму, и новаторству суждено было оказать плодотворное влияние на возрождение научного интереса к России на Западе после второй мировой войны. В течение 40-х гг. русские стали неотъемлемой частью академической и прикладной научной общественности Запада и смогли внести свой вклад в дальнейшее развитие научных исследований.

 Заключение

imagesCAZWRL9A1. Учитывая возможные трудности, обилие организаций, которые являлись зачастую источником споров и противоречий, мы не можем не удивляться тому, что Русское Зарубежье сумело не только сохранить, но и значительно приумножить достижения русской культуры.

 2. Следует отметить, что задача сохранения русской культуры и передачи культурного наследия молодому поколению была решена с явным успехом. Не все дети, разумеется, сохранили верность традициям дореволюционной России, культурные связи все-таки ослабевали, врастание в общественные структуры стран расселения становилось все более частным явлением. Тем не менее, как представляется, большинство сохранило основные элементы наследия, полученного от родителей. – язык, знание русской литературы и истории и любовь к ним и, что особенно важно, верность своему русскому самосознанию. Многие дети эмигрантов, выросшие в «России вне России», сегодня активно участвуют в развитии русской культуры, их работы известны в России.

 3. Диаспора внесла наиболее заметный вклад в западную и мировую культуру в области литературы, изобразительного искусства и музыки, продолжая развитие творческих направлений, возникших в эпоху Серебренного века. Это главное наследство, завещанное эмиграцией, как Советской России, так и Западу.

 4. Социализм, органически присущий христианству, получил благодаря деятелям русской эмигрантской церкви свое дальнейшее идейное и практическое развитие и сыграл значительную роль в том успехе, которым христианский социализм стал пользоваться в мире после окончания второй мировой войны. Любой группе эмигрантов свойственно сохранять и поддерживать традиционную роль своей церкви.

 5. Серебряный век внес одно новшество: живой интерес к духовности, философии и религии. Он укрепил тот барьер, который существовал между теми образованными специалистами, которые отстранялись от политики и воспринимали новые направления, и теми, кто активно интересовался политикой. Этот барьер продолжал существовать и в эмиграции.

 6. И традиционализму, и новаторству суждено было оказать плодотворное влияние на возрождение научного интереса к России на Западе после второй мировой войны. В течение 40-х гг. русские стали неотъемлемой частью академической и прикладной научной общественности Запада и смогли внести свой вклад в дальнейшее развитие научных исследований.

 7. Культура Русского Зарубежья сейчас принадлежит истории, поскольку России за Рубежом больше не существует. Станет ли эта культура составной частью культурного прогресса, происходящего на Родине? Хочется верить в это.

Источник Allbest.ru

Читайте также:
Christmas with New West – Рождественский Концерт симфонического оркестра и хора “New West” – 21 декабря
Суббота б 21 Декабря,  7:30pm  Jack Singer Concert Hall  205 8 Ave SE, Calgary AB  403-800-3326  www.nwsymphonyandchorus.com В программе - множество  духовных рождественских песнопений разных стран. Прозвучит много самых известных колядок и щедривок, а также ...
Читать дальше...
НОВЫЕ СОКРАЩЕНИЯ В ДОБЫВАЮЩЕМ СЕКТОРЕ КАНАДЫ
Добывающий сектор Канады продолжает нести потери из-за падения в результате снижения экономической активности мирового спроса на нефть и из-за насыщения энергетическими продуктами рынка вследствие резкого роста добычи из черного золота ...
Читать дальше...
Почему мы все так любим Рождество
Особого отношения к Рождеству объясняется тем, что именно Рождество возвращает нас всех в детство. Мамы все так же зовут всех к столу, а бабушки по-прежнему напоминают о хороших манерах - ...
Читать дальше...
ЭКОНОМИКА: В ПРОГНОЗАХ ОПТИМИЗМА НЕТ
Эксперты в области экономики одного из крупнейших канадских банков – Canadian Imperia Bank of Commerce – CIBC – изменили свои прогнозы относительно развития канадской экономики в 2016 году. Если совсем ...
Читать дальше...
Alberta Ballet представляет балет “Три Мушкетера” – 23-25 октября
Jubilee Auditorium Премьера романтического, приключенческого, местами комического балета «Три мушкетера» по роману Александра Дюма. Поклонников классического балета эти «Три мушкетера» могут и не поразить до глубины души, но люди неискушенные с удовольствием ...
Читать дальше...
Новости Канады
Канада – «самая свободная страна в мире» В новом Рейтинге Процветания стран Норвегия заняла первое место по качеству системы здравоохранения, степени гражданских свобод и общественному устройству, тогда как Канаду назвали самым ...
Читать дальше...
Рождество в Опере- CHRISTMAS AT THE OPERA – 3-6 декабря 2015
Mamdani Opera Centre , 1315 - 7 Street SW В первом отделении прозвучит опера Равеля «Дитя и волшебство» Во втором отделении молодые оперные певцы исполнят инсценированные Рождественские песни В основе сюжета оперы замечательного французского композитора ...
Читать дальше...
Новогодняя ночь в Калгари
31 Декабря 2013, начало - 21.00б Canyon Meadows Community, 844 cantabrian dr SW Calgary,  403-8355717  (Аурика)
Читать дальше...
ОТТАВА НЕ БУДЕТ ЖДАТЬ С НАЛОГАМИ НА УГЛЕКИСЛЫЙ ГАЗ
Федеральное правительство может ввести налог на выброс в атмосферу газов, содержащих углекислый газ, если премьеры канадских провинций и дальше буду затягивать с вынесением общего решения по данному вопросу. Как сообщает вещательная ...
Читать дальше...
Жители Альберты из-за кризиса стали меньше ходить в рестораны
Экономический кризис в Альберте нанес чувствительный удар по местному ресторанному бизнесу, говорится в новом докладе исследовательской организации Conference Board of Canada, опубликованном в понедельник. Расходы на продукты питания в провинции упали в ...
Читать дальше...
КАНАДА НЕ УВЕРЕНА В НЕОБХОДИМОСТИ ТРАНС-ТИХООКЕАНСКОГО ПАРТНЕРСТВА
Буквально несколько месяцев назад Канада и еще одиннадцать государств тихоокеанского побережья заключили между собой торговое соглашение.  Договор о Транс-Тихоокеанском партнерстве (Trans-Pacific Partnership – TPP) был заключен в Атланте. Этому предшествовало пять ...
Читать дальше...
В КАНАДЕ ЗАКРЫВАЮТСЯ МЕЛКИЕ ТЕЛЕСТАНЦИИ
В отчете группы экспертов в области телевидения и радиовещания, сделанном по заказу канадского регулятора теле-радио и телефонных коммуникаций (Canadian Radio-television and Telecommunications Commission – CRTC), говорится о том, что почти ...
Читать дальше...
Торжественный концерт “Мы помним! Мы гордимся!” пройдет 9 мая в Калгари
Торжественный концерт “Мы помним! Мы гордимся!” пройдет 9 мая в 15:00 в Woodgreen Presbyterian Church – 12777 Candle Crescent SW. По всем вопросам, обращайтесь по телефонам: 403.701.0595 403.87036542 403.650.2089
Читать дальше...
Браки в Канаде
Обычно, большинство из нас, даже если наш брак и прочие семейные дела далеки от благополучия, предпочитает управляться со своими проблемами без вмешательства адвокатов и судей. Однако, когда дела становятся совсем ...
Читать дальше...
Новости Альберты
 АЛЬБЕРТА РЕЗКО СНИЗИТ ОБЪЕМЫ РАЗРАБОТКИ НЕФТЕНОСНЫХ ПЕСКОВ Новые демократы могут в скором времени действительно изменить существующую ныне “практику” загрязнения окружающей среды вредными веществами. Перед своей встречей в Оттаве за “круглым столом” с ...
Читать дальше...
Новогодний утренник «Новые приключения Красной Шапочки» – 22 декабря 2013
Начало: 11:00 Kingsland Community Centre, 505 - 78 Ave SW Calgary, За справками обращайтесь по телефонам 403.909.3309 и 403.926.4450
Читать дальше...
Русские в Европе. Четыре взгляда на взаимоотношения Франции и иностранцев
Первое массовое появление русских эмигрантов во Франции зафиксировано в XIX веке. Тогда Республика принимала у себя не всех наших соотечественников - лишь представителей аристократии. Сегодня - за счастьем и работой ...
Читать дальше...
ДОГОВОР О СВОБОДНОЙ ТОРГОВЛЕ УКРАИНЫ С КАНАДОЙ
Шесть лет переговоров Украины с Канадой увенчаются подписанием между странами соглашения о зоне свободной торговли. Об этом сообщил премьер Трюдо, обращаясь к Канадско-украинскому бизнес-форуму, проходившему в Торонто. Давно ожидаемое событие состоится во ...
Читать дальше...
Почему они нас не любят
Канада – многонациональная страна, созданная иммигрантами разных поколений. Ни один из живущих здесь народов не претендует на кичливое звание “национального большинства”: нет, Канада – это “страна меньшинств”, в общем-то неплохо ...
Читать дальше...
Christmas with New West – Рождественский Концерт симфонического
НОВЫЕ СОКРАЩЕНИЯ В ДОБЫВАЮЩЕМ СЕКТОРЕ КАНАДЫ
Почему мы все так любим Рождество
ЭКОНОМИКА: В ПРОГНОЗАХ ОПТИМИЗМА НЕТ
Alberta Ballet представляет балет “Три Мушкетера” – 23-25
Новости Канады
Вечеринка с театром Часы “Веселое обострение или вперед
Рождество в Опере- CHRISTMAS AT THE OPERA –
Новогодняя ночь в Калгари
ОТТАВА НЕ БУДЕТ ЖДАТЬ С НАЛОГАМИ НА УГЛЕКИСЛЫЙ
Жители Альберты из-за кризиса стали меньше ходить в
КАНАДА НЕ УВЕРЕНА В НЕОБХОДИМОСТИ ТРАНС-ТИХООКЕАНСКОГО ПАРТНЕРСТВА
В КАНАДЕ ЗАКРЫВАЮТСЯ МЕЛКИЕ ТЕЛЕСТАНЦИИ
Торжественный концерт “Мы помним! Мы гордимся!” пройдет 9
Браки в Канаде
Новости Альберты
Новогодний утренник «Новые приключения Красной Шапочки» – 22
Русские в Европе. Четыре взгляда на взаимоотношения Франции
ДОГОВОР О СВОБОДНОЙ ТОРГОВЛЕ УКРАИНЫ С КАНАДОЙ
Почему они нас не любят